Каждый этнос отличают четыре признака: язык, костюм, пища (национальная кухня) и жилье, которое тоже имеет свой национальный колорит.
Одежда несет большую смысловую нагрузку. Прежде всего это сигнальная функция - кто перед нами: это девушка, невеста, замужняя женщина или женщина в возрасте? Наряд несет также колоссальную сакральную нагрузку: когда мы надеваем определенную рубашку, то это маркер не только внешний - для наших глаз, это и маркер на тонком, духовном, трансцендентном уровне для включения определенных комплексов энергий. Например, если беременная женщина одевает определенную рубашку, у нее, как пчелы возле улья, роится целый сонм тонких энергий, то, что мы можем назвать в церковной традиции ангелами, а в народной традиции эти ангелы изображаются тоже крылатыми, только в виде птиц. Эти тонкие энергии, сущности окружающих энергетическое поле женщины, которая носит ребенка, и, соответственно, предохраняют плод и лоно. А когда женщина уже родила ребенка, она эту рубашку с себя снимала и клала в сундук к следующей беременности, она не надевала ее просто так.
Узоры, которые украшают одежду, отличаются по полу, умножаем на четыре времени года - и видим целый океан информации, которую даже специалисты иногда прочитать не могут. Различные территории имеют специфическую, неповторимую и уникальную энергетику. И именно эта земля, именно эти энергии земные, диктуют том этноса, проживающего на ней те специфические коды, ключи, которые соединяют небо и землю. По сути вся вышивка или ткачество - это не декор, а коды и ключи, которые позволяют нам открывать небесные врата, помогают сотрудничать неба и земли.
Люди знали этот древний космический язык, существует первоисточник, и он единственный. Когда мы начинаем анализировать орнаментику, символы и знаки, то не можем сказать, что какой-то орнамент создали типичные гуцулы и здесь история сугубо Гуцульщины. Нет, такие же орнаменты, с таким же набором структурных элементов, есть в достаточно отдаленных частях мира. Но колорит гуцульской вышивки - действительно уникальный и неповторимый, потому что Карпаты дают именно такой комплекс энергий, именно с таким колоритом.
украинская вышивка
Украина разделена по Днепру, будто позвоночником, на две части - левобережную и правобережную. Мы знаем в духовно-эзотерической традиции правую сторону - янскую, мужскую - и левую сторону иньскую, то есть женскую. С Днепром и Украины - точно так же. Правобережная Украина - это доминанта янских энергий, в орнаментах преобладает геометрический орнамент. А Левобережье - это иньский полюс, минусовый аспект, здесь в рубашках мужских и женских геометрические орнаменты, но мы видим, особенно в полотенцах, очень много растительных орнаментов.
В ХХ веке все больше и больше начал распространяться растительный орнамент, этому поспособствовала технология, которая пришла к нам из Западной Европы и из Азии, - это крестик и гладь. Так сложилось, что с того богатого технологического наследия, более 250 вышитых швов, на сегодня имеем в основном два - крестик и гладь.
Крестик и гладь пришли к нам только в ХХ веке! К этому каждый регион вышивал свои узоры своими техниками. Конечно, есть техники и швы, которые распространены почти по всей Украине. Как правило, это древнейшие образцы орнаментов, которые воспроизводят ткани узоры: это нанизывание, заволакивание, ни ... Подолье, Полесье, весь Карпатский регион знает эту технику. Юго-восточная часть заселилась гораздо позже - это XVII века. Это дикое поле, по которому кочевые народы двигались то в одну, то в другую сторону, это миграционные потоки по Великому шелковому пути из Европы в Азию, с запада на восток, и также большие миграции по траектории север-юг, из варяг в греки. Почему Украина имеет такую богатую и интересную культуру? С одной стороны, потому что это земледельческая страна, а с другой - из-за своего геополитического положения на перекрестке основных миграционных потоков. Мы говорим о индоевроп, поскольку по Великому шелковому пути несколько тысяч лет двигались караваны, которые привозили на земле Украины шелка, золотые-серебряные нити, образцы шелковых, парчовых тканей. Поэтому украинская вышивка очень богата, очень интересная, разнообразная, и у каждого региона есть свое «лицо». Одежда - это визитная карточка, и никто не пытался скопировать чужое. Если оно и привносит откуда, то это делалось постепенно и ассимилировалось, пропускалось через ментальность, душу, и тогда уже укоренялось, выработав определенную традицию.
Write a comment