Каталог товаров
Клиенту
Язык:
Валюта:
0973446410
Наш адрес
г. Кропивницкий, р-к "Европейский", первый павильон со стороны Радио (вещные ряды), павильон (№31)
Телефоны:
Время работы
  • оффлайн - cб, вс 10-14
  • онлайн – без выходных
E-mail
Мы в соцсетях
Перейти в контакты
0 0
Каталог
Главная
Закладки
0
Сравнить
0
Контакты

Форма и содержание вышитой одежды (вышиванки)

Форма и содержание вышитой одежды (вышиванки)

В ХХ веке все нарушилось, пошла быстрыми темпами индустриализация, крестьяне переезжали в города. Можно такой полушутливый пример привести: девушки на Андрея гадают и бросают туфельку через себя и через дом. Но как надо башмачок бросить, чтобы он через пятиэтажный дом перелетел?

Форма осталась, а содержание... Вроде бы сохранилась традиция украшать верхнюю часть рукава вышивкой, только уже вместо сакральных мотивов имеем букетики из роз французского происхождения, так называемую «брокардовскую вышивку», о которой Елена Пчилка писала, что «наш украинский стиль начинает портиться, искажаться и вместо древних узоров… можно увидеть страшную налепистую, какие-то невозможные розы, пестрые зубы, и все это режет глаза и делает из рукава… кусок московского ситца самого бессмысленного вкуса». Это из предисловия к 4-му изданию «Украинских узоров», первое издание – это 1878 год. И профессор Университета святого Владимира (ныне им.Шевченко) Григорий Павлуцкий издал в 1927 году труд «История украинского орнамента», в котором отметил: «Современное распространенное вышивание красным и черным крестиком к украинской вышивке не имеет никакого отношения». И этим поставил жирную точку на дискуссиях – ой, это наше или не наше? Это не традиция, это мода, появившаяся в ХХ веке. кое-где еще в конце XIX века. То есть такова общеевропейская мода. Все орнаменты имеют многоуровневую сложную систему семантики, символики. А когда мы видим эту пышную розу, то это роза и больше ничего. Что мы можем о ней сказать? Ну, символ девства, еще какой-то философии немного настичь. А по мотивам восьмиугольной звезды, в народе называется «полная штокрожа» или «цветущая роза» – там столько уровней, мы об этой звезде можем говорить с утра до вечера!




Пять типов украинцев, которых по антропологии определил Федор Вовк, является источником, из которого сложился украинский народ в пределах современной Украины, это пять разных цивилизаций. Пять цивилизаций и пять цветов. Так же эта пятерка цветов есть в системе календаря Майя, там она соотносится со сторонами мира: красный – восток, синий – запад, белый – север, желтый – юг. Центр – это зеленый цвет, вспомогательный. Как самостоятельный он также есть у многих народов и у нас в украинской вышивке он присутствует, цвет Святого Духа, цвет центра галактики и синтеза энергий природы. Красный – начало, импульс, инициация, огонь. Белый – вода, накопление. Синий – воздух, трансформация. Желтый – земля, результат. А зеленый – центр галактики, космический Христос, святой дух, постоянно дающий нам коррективы в эволюционных программах нашего развития. То есть это подтверждение того, что мы объединены с целым миром.


Если говорить о шароварах, то это только центральный или приднепровский тип. Когда мы говорим об украинской одежде, должны добавлять «украинский полтавский», «украинский полесский», «украинский карпатский» костюм или «украинский, Винницкая область» если брать по областям, так как он будет очень разным.


Однако в вышивке и одежде есть и то, что свойственно всей Украине. Что нас объединяет?

1. Использование белого холста. У нас не использовались цветные ткани для нательной одежды (рубашек), а также для таких обрядовых, сакральных тканей, как полотенца. Если мы видим у соседей (Московское княжество) использование цветных тканей в одежде и в полотенцах, то это влияние традиций тюркских кочевых народов, и это говорит также не в пользу того, что народ является братом нам.

2. Уважение белой вышивки. То есть вышивание белым по белому – наша давняя традиция, в которой прослеживается культ Отца-творца, который есть в образе белого света, солнца, огня и, конечно, в белом цвете. Поэтому наши предки белили дома снаружи и внутри (не только глинобитные, но даже деревянные) и отбеливали полотно - конопляное и льняное, для рубашек и полотенец и вышивали белым по белому. Для того чтобы шить белье отбеленными льняными нитями, недостаточно было за один сезон отбелить эти нити. Три года подряд нужно было их отбеливать, чтобы они получили особые энергетические свойства. И тогда сакральный узор, вышитый этими нитями с молитвой, с песней, приобретает колоссальное значение. Это говорит о том, что вышивка несет не только декоративную функцию.