Корзина 0
Список сравнения 0 Список желаний 0
Личный кабинет
Меню
ШОК ЦЕНЫ! ПОКУПАЙ СЕЙЧАС!   
Подробнее
Наш адрес: г. Кропивницкий, р-к "Европейский", первый павильон со стороны Радио (вещные ряды), павильон (№31)
г. Кропивницкий, р-к "Европейский", первый павильон со стороны Радио (вещные ряды), павильон (№31)
Телефоны: 0973446410 0957539071
пт, cб, нд 10-14
0973446410 0957539071 Заказать звонок

Как появились розы в вышитой одежде

Как появились розы в вышитой одежде

Украинская вышивка ведет свое исчисление еще с дохристианского периода. В то время вышитые полотенца или рубашки-вышиванки служили оберегами – считалось, что они предохраняют своего владельца от невзгод, а его дом от злых сил. С приходом христианства вышитыми полотенцами стали украшать иконы. В наше время вышиванка стала самой модной праздничной одеждой в Украине, ни одна свадьба не обходится без вышитых полотенец, в селах часто можно встретить вышитые подушки и покрывала.

Самым распространенным орнаментом украинской вышивки был геометрический орнамент, главные элементы которого составляли ромбики с рожками. Они, по древним славянским поверьям, воплощали богиню земли, служили хорошим охранным символом, который приносит счастье и защищает плодородие. Именно наличие последнего значения объясняет широкое распространение этого оберегового орнамента в обрядовой одежде, прежде всего, женской. Вышивка с такими знаками в женской одежде размещалась на головных уборах, груди и рюкзаке, в мужской – на рюкзаке, а также рукавах и подоле рубашки-вышиванки. Кроме того, вся украинская вышивка обозначена знаками Воды и Солнца – двух стихий, создавших земную жизнь, а потому их нужно понимать как водную материнскую и солнечную родительскую энергию. Солнце в виде восьмиугольной розетки или цветка, а знак воды напоминает свернутого ужа.


В растительном орнаменте чаще всего использовались изображения маков, лилий, винограда, листьев хмеля, веток калины, дуба. Цветочная тема проявилась в украинской вышивке не сразу: геометрические орнаменты постепенно видоизменялись до схематического, а затем и натуралистического изображения цветов. Наиболее популярные цветы в украинской вышивке: барвинок, мальва, незабудка, ландыш, а зачастую и фантастические звездные цветы.


Особое место выделялось полотенцам – древним талисманам дома, семьи. В древности полотенце, вышитое соответствующими узорами-символами, было неотъемлемым атрибутом многих обрядов: с полотенцем встречали и провожали дорогих гостей, совершали брачные обряды, приходили к роженице приветствовать появление на свет нового человека, украшали иконы и накрывали хлеб на столе, последний путь. Полотенца были своеобразным освящением начала дела и его окончания.


Розы на полотенцах и одежде появились только в XIX веке. Мотив «роза», «рожа», «роза» можно отнести к своеобразным нововведениям в орнаментике вышивок на одежде. Исследователи выводят ее происхождение из геометрических орнаментов путём усложнения крестиков, розеток. Некоторые, в частности, Григорий Павлуцкий, видит в этом мотиве ближневосточное влияние. Одной из причин популяризации темы роз в вышивке может считаться и то, что основной религией в Западной Украине было католичество, где роза – символ Девы Марии, а белая роза – символ чистоты и невинности.


На рубеже XIX-XX веков происходит кардинальное изменение художественно образного решения народной вышивки. Разъясняется это распространением техники крестика. Этой техникой вышивали в городах и помещичьих имениях разнообразные предметы интерьера: панно, скатерти, салфетки. Малоформатные книжечки и альбомы, отдельные письма с рисунками в псевдонародном стиле издавались в Киеве, Одессе, Могилеве и распространялись по городам и селам. В обработке женских сорочек, наряду с классическими узорами традиционной народной вышивки с присущими каждому региону художественными особенностями, появляются новые, натуралистические растительные мотивы в красно-черной гамме. Оборудованные на протяжении веков в каждой местности свои традиции, свои представления о красоте стали быстро вытесняться новой техникой, новыми орнаментами. Известный собиратель народного искусства Иван Гончар отмечал, что это явление «нивелировало все самобытные местные особенности вышивок».


Стремительному распространению моды на технику вышивания крестиком способствовали и открытки с напечатанными узорами для вышивания, которые бесплатно в виде премии раздавали покупателям дешевого глицеринового мыла или одеколона. Мыло и другую парфюмерную продукцию производила фабрика «Брокар и Ко», основателем и владельцем которой был с 1864 купец Генрих Брокар, французского происхождения. Его жена Шарлотта помогала мужу по делам: придумывала новые бренды, названия товарных групп, разрабатывала дизайн упаковок и даже вела переговоры с партнерами. К открытию второго фирменного магазина Шарлотта придумала очередную новинку. Набор парфюмерных изделий, включающий в себя мыло, помаду, парфюмерию, одеколон, крем – всего десять изделий по фантастически низкой цене. Подогретая рекламой публика чуть не разнесла новый магазин.


Рекламные задумки Шарлотты увлекают даже современных коммерсантов. Вероятно, именно с ее подачи появились бесплатные премии к мылу – печатные рисунки с узорами крестиком. Теперь не только горожане, но и сельское население стали покупателями брокаревской продукции, а вышивку стали называть «мыльной» или «брокаровской».


Рукодельниц привлекала новизна орнаментальных мотивов, их цветовая насыщенность, декоративность. Техника крестика давала широкие возможности для более реалистической трактовки растительных мотивов. Простота техники

Комментарии